В наше время практически в каждом случае в строительстве используются различные виды кранов. Один из самых популярных видов – башенный кран. Башенный кран — поворотный кран стрелового типа со стрелой, закреплённой в верхней части вертикально расположенной башни.
Основное назначение башенного крана — обслуживать территорию строительных площадок зданий и сооружений, складов, полигонов, погрузка и разгрузка материалов с транспорта — при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.
При этом башенным краном производятся рабочие движения: изменение вылета, подъём стрелы, поворот и передвижение крана. Изменение вылета стрелы, в зависимости от её типа, производится либо подъёмом или опусканием стрелы, либо перемещением грузовой тележки вдоль стрелы.
Подъём грузов осуществляют при помощи грузовой лебёдки, грузового каната и крюковой обоймы. Поворотная часть крана вращается относительно неповоротной при помощи поворотного механизма. Они связаны опорно-поворотным устройством (сокр. ОПУ), которое передаёт вертикальные и опрокидывающие нагрузки от поворотной части на неповоротную — ходовую раму.
Основные механизмы башенных кранов оснащены специальными устройствами безопасности, называемыми ограничителями, которыми оснащены: механизм подъёма груза, поворота крана, передвижения грузовой тележки и подъёма стрелы. Управление этими механизмами крана осуществляется крановщиком из кабины управления, которая, как правило, устанавливается в верхней части конструкции башни.
По назначению выделяют:
- Краны общего назначения: для гражданского и промыш ленного строительства.
- Специальные краны: для промышленного строительства.
- Высотные краны: самоподъёмные, ползучие и приставные краны.
- Краны-погрузчики: для складов, баз и полигонов.
Любой башенный кран состоит из следующих частей:
- Башня.
- Рабочая стрела.
- Опорная часть.
- Опорно-поворотное устройство.
- Кабина управления.
По конструкции башенные краны делятся на краны с поворотной платформой и неповоротной башней. У кранов с поворотной платформой рабочие механизмы устанавливаются на поворотной платформе, к которой крепится башня.
Краны с неповоротной башней, кроме основных частей, имеют поворотный оголовок, к которому для уравновешивания поворотной части крепится противовесная консоль с контргрузом (противовесом) на конце.
Грузовая и стреловая лебедки устанавливаются на противовесной консоли.
По возможности перемещения башенные краны делятся на передвижные, приставные, стационарные и самоподъемные.
Опорная часть передвижных башенных кранов включает ходовые тележки, прикрепленные к нижней раме.
В некоторых кранах с неповоротной башней ходовые тележки крепятся к башне посредством портала.
Ходовые тележки на стальных ходовых колесах перемещаются по рельсовому крановому пути с помощью механизма передвижения крана.
Опорная часть стационарных башенных кранов представляет собой раму, установленную на монолитном основании.
При большой высоте башенные краны дополнительно крепят к возводимому сооружению. Такие краны называются приставными.
В ряде случаев приставной кран до определенной высоты может работать как передвижной.